Какие породы собак используют для канистерапии

0 комментариев

Если пациент уже подпускает к себе животное, стоит позволить ему поруководить собакой. Предложите ему несколько команд, которые собака будет выполнять. Если собака выполняет трюки, разучите самые простые с ребенком. Подкрепите это поделками про собак, рисунками и интересными рассказами. Предложите ребенку почитать книги собаке, если он уже готов к этому.

Канистерапия: реабилитация с помощью собак

Терапия собаками набирает всё большую популярность благодаря дружелюбности и подчиняемости этих животных. Канистерапия, как метод адаптации, реабилитации и социализации, активно используется не только за рубежом, но и в нашей стране. В Омске, Новосибирске, Обнинске, Санкт-Петербурге, Москве и других городах успешно действуют центры терапии с помощью собак, в которых сотни животных-докторов проводят лечение канистерапией большого количества пациентов.

В 18 веке в английском городе Йорк впервые были использованы собаки для лечения душевнобольных людей. Пациенты местного сумасшедшего дома ухаживали за животными, общались и играли с ними. Было отмечено положительное влияние таких занятий на общее состояние больных.

канистерапия, что такое канистерапия, собаки для канистерапии, история канистерапии, показания к канистерапии, болезни которые лечат канистерапией, противопоказания для канистерапии, характер собаки для канистерапии

канистерапия, что такое канистерапия, собаки для канистерапии, история канистерапии, показания к канистерапии, болезни которые лечат канистерапией, противопоказания для канистерапии, характер собаки для канистерапии

Идейным вдохновителем канистерапии принято считать американского психолога Бориса Левинсона, еще в начале 60-х годов прошлого века заметившего, что больные, особенно дети, лучше идут на контакт, если в кабинете присутствует золотистый ретривер, личная собака врача.

Впрочем, идея использования животных для лечения тех или иных заболеваний имеет тысячелетнюю историю. Еще в Древнем Египте собаки и лошади активно использовались для реабилитации душевно больных или людей, получивших тяжелые физические травмы. Гиппократ в своих трактатах упоминал об удивительной способности лошадей возвращать человеку утраченную память.

История канистерапии

В 18 веке в английском городе Йорк впервые были использованы собаки для лечения душевнобольных людей. Пациенты местного сумасшедшего дома ухаживали за животными, общались и играли с ними. Было отмечено положительное влияние таких занятий на общее состояние больных.

Своеобразная канистерапия активно применялась в госпиталях во время Второй мировой войны. Чтобы поднять боевой дух больных и отвлечь их от безрадостных мыслей о собственных увечьях и отсутствии вестей из дома, медперсонал многих лечебных учреждений позволял местным собакам и кошкам находиться на территории госпиталя и даже заходить в лечебные палаты.

Раненые, получившие возможность наблюдать за веселыми проделками местных дворняжек, никогда не упускали возможности приласкать животных и даже делили с ними свой скудный паек. Такое общение благотворно сказывалось на эмоциональном состоянии бойцов и существенно ускоряло процесс реабилитации после ранения.

За полвека, прошедшие со времени появления термина канистерапия и официального признания этой методики во всем мире, данная схема лечения активно применяется при лечении, казалось бы, самых безнадежных случаев, когда официальные методы лечения не приносят результата.

Каких собак используют для канистерапии?

Для канистерапии используются различные породы собак, а иногда и вовсе беспородные особи. Ни размер, ни пол, ни цвет шерсти не имеет значения.

Собака, годная к реабилитационным занятиям, должна обладать следующими чертами характера:

  • Доброжелательный веселый нрав.
  • Спокойное реагирование на всевозможные громкие звуки и резкие движения.
  • Полное отсутствие агрессии к человеку.
  • Позитивное отношение к детям.
  • Обладание высоким интеллектуальным потенциалом.
  • Нейтральное или одобрительное отношение к прикосновениям или объятиям.
  • Умение самостоятельно принимать решения в нестандартных ситуациях и не поддаваться панике.
  • Быть здоровой в физическом и психическом плане.
  • Обладать отличной выдержкой.
  • Желание дрессироваться, с готовностью идти на контакт с человеком.

канистерапия, что такое канистерапия, собаки для канистерапии, история канистерапии, показания к канистерапии, болезни которые лечат канистерапией, противопоказания для канистерапии, характер собаки для канистерапии

Животных, отвечающих этим требованиям, обучают по специальной методике. Спустя 1,5-2 года питомец готов к работе.

Какие болезни лечат с помощью канистерапии?

Несмотря на отсутствие понимания самого механизма воздействия собак и научной теории, объясняющей процессы, запускаемые животными, канистерапия с успехом применяется при лечении огромного числа заболеваний.

Правильно обученный пес с успехом справляется со следующими нарушениями:

1. Аутизм, ДЦП, болезнь Дауна. Какой бы тяжелой не была болезнь, собака, воспринимающая человека таким, каков он есть на самом деле, помогает вытянуть его из замкнутого внутреннего пространства, помогает выработать доверие к миру, научиться взаимодействовать с окружающими и поверить в собственные силы. К тому же прикосновение к собачьей шерсти запускает механизм тактильного проецирования, помогающий развивать мелкую моторику. Кроме этого активно развивается пространственное мышление, тренируется внимание и память.

2. Повышенный тонус мышц, гиперактивность. Возможность полежать на мягком живом коврике, пропустить между пальцами длинную шелковистую шерсть, да и просто от души пообниматься с четвероногим другом, не хуже массажей и физиотерапевтических процедур помогают расслабить мышцы и успокоить нервную систему детей.

3. Депрессия, апатия, суицидальный синдром. Животные – канистерапевты с успехом работают в хосписах, домах престарелых и инвалидов. Зачастую, пациенты этих заведений, отказывающиеся разговаривать с врачами и штатными психологами, испытывают трогательное доверие к забавному четвероногому посетителю, преданно и понимающе заглядывающему в глаза. Чувство нужности и значимости, которое дарит собака, помогает старикам и людям с физическими недостатками жить дальше, заставляет взять себя в руки и преодолеть отчаяние. Ведь животное, находящееся рядом, нуждается в прогулках и внимании.

4. Болезни сердечно-сосудистой системы. Длительный неспешный моцион рядом с четвероногим другом и положительные эмоции, испытываемые при общении с животным, помогают стабилизировать давление и улучшить общее состояние больных гипертонией и ишемической болезнью.

5. Посттравматический синдром. Возможность рассказать о своих переживаниях молчаливому и понимающему собеседнику, помогает вернуться к обычной жизни людям, пережившим тяжелое событие, оставившее глубокий след на психике. Собака, которая просто будет рядом в трудный момент, сглаживает тяжесть воспоминаний и помогает переключиться на положительные, более свежие эмоции.

Противопоказания для канистерапии

Несмотря на широкий спектр применения четвероногих терапевтов, существуют определенные противопоказания против их использования. К ним относятся:

  • Аллергия на шерсть и продукты жизнедеятельности животных.
  • Немотивированный страх перед собаками.
  • Заболевания дыхательных путей в острой фазе.
  • Обострение психических расстройств.

Наибольший эффект канистерапия приносит в комплексе с другими реабилитационными мероприятиями, такими как массаж, психологическая коррекция, помощь профильных специалистов.

К сожалению, не у всех больных, нуждающихся в помощи, получается завести дома четвероногого друга, ведь собака, кроме огромной радости общения, которую она дарит, требует заботы, внимания и существенных финансовых вложений. А семьи, в которых есть инвалиды детства или психически больные люди, не могут, к сожалению, похвастаться избытком финансовых средств и времени.

Поэтому волонтерские группы, занимающиеся канистерапией, дарят радость общения с живой природой категории людей, жизненно нуждающихся в этом.

Я знаю много специалистов, которые говорят, что лишь только одна порода подходит для работы. И для каждого это порода своя. Я их понимаю, им хорошо знакомы видоспецифичные поведенческие реакции, понятно как их использовать в работе и т.д.

Хочу с вами поговорить о породах собак, которые возможно допускать в канистерапию.

Я знаю много специалистов, которые говорят, что лишь только одна порода подходит для работы. И для каждого это порода своя. Я их понимаю, им хорошо знакомы видоспецифичные поведенческие реакции, понятно как их использовать в работе и т.д.

Я не согласен с тезисом, что есть узко определенный набор поведенческих реакций и особенностей темперамента. Мне как руководителю организации важно не задавать рамки, а расширять возможности. И, вот, к какой мысли я пришел.

Миру известны более 340 пород собак. А это значит — невероятные диапазоны размеров собак, цветов, длины и качества шерсти, длины и объема конечностей, поведенческих репертуаров и темпераментов. Представляете, как вы себя ограничиваете, остановившись на одной-двух породах?

Каждую из описанных особенностей можно применять для каждой отдельной терапевтической цели или целевой группы. Приведу очень условные примеры:

— Для ребенка с тяжелой формой ДЦП очень хорошо подойдет ньюфаундленд с меланхоличным складом темперамента;

— Для работы с группой нейротипичных детей младшего возраста при работе на сплочении группы может прекрасно подойти австралийская овчарка с хорошим поисковым и игровым драйвом;

— Для работы с взрослыми нейротипичными мужчинами с неконтролируемыми агрессивными реакциями хорошо может подойти ВЕО, малинуа или даже волкособ (напишите в комментариях, как вы думаете, для чего нужно привлекать таких на первый взгляд опасных и угрожающих?)

Вот, например. У меня бигль. У многих не укладывается в голове, что эта порода может быть хоть как-то пригодна для работы в канистерапии. Физзи активна, дерзость и наглость в ее темпераменте занимают одно из лидирующих мест. Именно эти качества я всегда и использую в наших занятиях — при работе на сплочение группы, при работе с раскрытием эмоциональной сферы, при развитии двигательных компонентов жизни клиентов, при работе над когнитивным статусом. Да, нам не доступны с ней занятия, где требуются размеренные и глубокие тактильные упражнения, но мы всегда можем проявить себя в других.

Этот список можно продолжать бесконечно. Обобщить могу следующим образом — не важно какой породы собака, важно, как я уже писал ранее в блоге — наличие у собаки желания работать и чтобы она была безопасна для окружающих. А количество комбинаций, основанных на количестве пород со всеми вытекающими параметрами по отношению к терапевтическим целям — бесконечное количество. Все зависит от вашей фантазии и изобретательности.

Положительные терапевтические свойства при общении человека с домашними животными были известны ещё со времён Гиппократа, о чём свидетельствуют сохранившиеся документы, произведения искусства и данные раскопок археологов. В Древней Греции и Египте около 3 тыс. лет назад были обнаружены способности собак справляться с различными человеческими недугами.

Данная статья является реферативным изложением основной работы. Полный текст научной работы, приложения, иллюстрации и иные дополнительные материалы доступны на сайте III Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке» по ссылке: https://www.school-science.ru/0317/1/28939.

Каждый из нас в своей жизни, так или иначе, общается с домашними животными. Роль животных в жизни и становлении человека на протяжении почти всего развития человечества – велика. Животные в разные периоды, так или иначе, помогали человеку – и физически, и духовно. Благодаря животным у людей было питание, одежда, защита, тепло. Почти во всех культурах мира какое-то животное было олицетворением власти и духовного преклонения, добра и зла.

Есть ли психологический смысл в общении с животными? Существует ли научное обоснование положительного и лечебного влияния собак на человека? Каким же образом собаки оказывают терапевтическое воздействие и каковы результаты канистерапии? Все эти вопросы придают актуальность и практическую значимость данной темы.

Эксперты Организации Объединённых Наций (ООН) и Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) считают, что процесс роста числа инвалидов является характерным для всего населения планеты. В России ежегодно увеличивается количество детей, имеющих различные нарушения развития. Причины: патология беременности и родов, инфекционные и дегенеративные заболевания, отсутствие условий для здорового образа жизни, неблагоприятные условия труда женщин, недостаточный уровень материально – технического обеспечения медицинских учреждений и др. Сегодня во всех странах мира много детей с диагнозом «детский церебральный паралич» (ДЦП). Психологи, психиатры, логопеды, дефектологи и неврологи бьют тревогу по поводу задержки психофизического развития детей. Такие дети нуждаются в комплексной терапии и в постоянном внимании. Одним из таких методов эффективной терапии может стать, широко распространённый в США и Европе, метод канистерапии, который приобретает всё большую популярность и в России.

Научная новизна. Состоит в том, что выявлены и впервые теоретически обоснованы особенности содержания тренировочного процесса на основе использования канистерапии у детей с психофизической задержкой развития.

Цель исследования: экспериментально обосновать влияния собак-терапевтов во время канистерапии на общее состояние и здоровья детей с психофизической задержкой развития. На примере канистерапии доказать благоприятное и лечебное влияние собак на жизнь людей в целом.

Объект исследования: учебно-тренировочный процесс во время занятий по канистерапии у детей дошкольного и младшего школьного возраста с задержкой психофизического развития.

Предмет исследования: содержание методики занятий канистерапии в учебно-тренировочные группы у детей с задержкой психофизического развития.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что собаки-терапевты, как основные участники канистерапии, и сама методика лечения, оказывают лечебное и благоприятное влияние на детей.

Задачи и пути достижения цели:

1. Выявить влияние канистерапии на психофизическое состояния детей с психофизической задержкой развития.

2. Разработать методику с применением канистерапии для детей с задержкой развития.

3. Оценить эффективность применения канистерапии на состояние здоровья детей с задержкой развития.

Теоретические – изучение, анализ научной и учебной литературы по канистерапии.

Практические – присутствие на коррекционно-развивающих занятий центра канистерапии Елены Дюковой в городе Перми. Применение методик на практике, сбор, анализ и обобщение результатов.

Структура исследовательской работы: изложена на 24 страницах компьютерного текста, и состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Канистерапия – как один из методов влияния на организм человека

Предпосылки и история возникновения метода

Одной из предпосылкой появления канистерапии является одомашнивание собак. Как показывает история этого процесса, собака сопровождает человека практически с самого начала эволюции нашего вида. За это время у людей сформировался положительный подсознательный образ собаки, как защитника, помощника и друга.

Кроме этого, американскими учеными в 1982 году были проведены интересные исследования, которые показали отношение детей к собакам. Детям в возрасте от года до 1,5 лет показывали змей, пауков, крыс, кроликов, разные предметы и собаку. В эксперименте участвовали только те дети, которые никогда не видели животных. К изумлению исследователей из 67 детей увидевших собаку, 67 отреагировали на нее улыбкой. Такая реакция была отмечена только при демонстрации собаки. В ходе этих обсуждений была высказана смелая теория о том, что архетипический (подсознательный) образ собаки, как защитника, вполне может иметь место у человека. У детей собака вызвала положительную реакцию и интерес к себе.

Положительные терапевтические свойства при общении человека с домашними животными были известны ещё со времён Гиппократа, о чём свидетельствуют сохранившиеся документы, произведения искусства и данные раскопок археологов. В Древней Греции и Египте около 3 тыс. лет назад были обнаружены способности собак справляться с различными человеческими недугами.

Сохранившиеся документы свидетельствуют, что в 1792 году в английском городе Йорке собак использовали в терапевтическом процессе в больнице для душевнобольных. Во время ухода за животными больные общались с ними. Было отмечено положительное влияние такой методики и, как следствие, эффективное лечение.

Широкое распространение канистерапия получила во второй половине 20 века. Подробное описание положительного влияния на психику больных детей было сделано «отцом» анимал-терапии доктором Борисом Левинсоном, 21 Нью-Йоркским психологом в 1970 году. Он первый в современной истории подробно описал эффект положительного влияния на пациентов с расстройствами психики и нервной системы от общения с доброжелательно настроенными животными разных видов.

Чуть позже стали появляться статьи описывающие положительный эффект от канистерапии при работе с взрослыми пациентами, страдающими различными неврологическими, психическими и поведенческими расстройствами, развившимися вследствие инсультов, нейротравмы, рассеянного склероза, возрастных изменений.

Лабораторно подтвержден эффект быстрого снижения уровня стрессового гормона кортизола в крови и слюне пациентов, которых реабилитировали при помощи собак.

После Второй мировой войны врачи Красного Креста заметили, что в госпиталях, в которых разрешалось находиться собакам, раненые старались проводить с ними больше времени. Было отмечено, что в таких учреждениях процесс выздоровления происходил гораздо быстрее. В связи с этим в госпитале военно-воздушных сил в Нью-Йорке стали широко использовать этот метод.

Термин канистерапия пришел к нам из Польши в 90 годы 20 века. На данный момент медицинское сообщество пользуется термином animalassistedtherapydog, то есть терапия при помощи собаки. Канистерапия представляет собой специально организованное взаимодействие человека с собакой.

Канистерапия (от лат. сanis – собака + греч. терапия – лечение) – разновидность энималтерапии – метод лечения и реабилитации, с использованием специально отобранных и обученных собак. Канистерапию используют в медицинской и социальной реабилитации. Канистерапия может использоваться не только как психотерапевтическая методика, способствующая развитию умственных и эмоциональных способностей, улучшению двигательных функций и моторики, а также для усиления эффективности развития личности при коррекции, реабилитации и социальной адаптации детей с нестандартными особенностями развития. Существуют программы для слепых и слабовидящих детей для их общего развития, повышения интереса к познанию внешнего мира.

В настоящее время канистерапия может использоваться при лечении и таких серьёзных заболеваний как детский церебральный паралич, аутизм, гиперактивность, сердечно-сосудистые заболевания, различные фобии, тревожность, задержка речи. Это направление стало широко развиваться и распространяться не только за рубежом, но и в России.

Научное обоснование метода

Канистерапия, действительно, является эффективным психотерапевтическим методом терапии и реабилитации людей. Это не что-то надуманное и сверхъестественное, а вполне научно обоснованная методика лечения. Ниже приведены примеры таких обоснований:

Сформировавшийся положительный образ собаки в подсознании человека, что является очень большим мотиватором для привлечения собак в качестве терапевтов.

Американские ученые доказали, что при взгляде на собаку у человека уменьшается гормон стресса – кортизол и увеличиваются гормоны счастья – эндорфины.

Замечено, что при стрессе люди берутся за голову, начинают теребить и трогать волосы, следовательно, идет контакт с волосами, а значит, и шерстью. Можно сделать вывод, что шерсть животных успокаивает.

Собака даёт все сенсорные ощущения: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения, следовательно, во время контакта с собакой у детей развивается головной мозг, постоянно образуются новые связи между нейронами.

Люди могут управлять своим дыханием, а у животных естественное дыхание и сердцебиение. В итоге при контакте с животными пациент настраивается на естественное дыхание и сердцебиение. Как результат такой слаженной работы, организм человека восстанавливается, следовательно, происходит естественное снабжение питательных веществ, идет обогащение клеток кислородом, мозг развивается, все органы и системы приходят в норму.

Собака является хорошим тренажёром. С помощью собаки можно выполнить любые двигательные упражнения: хождение, ползание, массаж и т.д.

Собака – терапевт подсказывает, постоянно мониторит состояние пациента (уровень сахара в крови, артериальное давление, учащение пульса и т.д.), она умеет подстраиваться под человека.

Собаки обладают некоторыми качествами, сходными с человеческими: эмоциональностью, способностью выражать свои переживания действиями, звуками, мимикой, реакцией на коммуникативные инициативы человека.

Собаки легко обучаются вербальным командам и охотно им подчиняются.

Собаки являются отличными эмпатиками, они способны выражать сочувствие.

Основные методы канистерапии, степени квалификации специалистов

Существует различие между деятельностью с участием собак и терапией с участием собак. Деятельность с участием собак подразделяется на пассивную и активную. При пассивной деятельности пациенты не контактируют непосредственно с собаками. В этом случае терапевтическое воздействие достигается путём наблюдения за животными в вольерах, природных парках – пациенты могут получать ощутимую пользу для здоровья просто от их присутствия. При активной деятельности во время общения с собаками терапевтический эффект достигается за счёт вовлечения животных в совместные игры с пациентами, а также процесс ухода за ними (расчёсывание, кормление).

Квалификация специалистов по канистерапии подразделяется на три основные степени:

Волонтёр-вожатый – доброволец, участвующий в процессе лечения. Обладает только базовыми знаниями в области канистерапии и терапевтических животных. Помогает в занятиях, проводимых уполномоченными лицами, но не имеет права самостоятельно проводить терапевтические мероприятия.

Волонтер-стажер – теоретически обученный доброволец находящийся в стадии прохождения практики работы в канис-терапии.

Методист – канис-терапевт (иногда называемый «куратор») – человек с образованием не ниже среднего профессионального в области педагогики, специальной педагогики, психологии, ЛФК, АФК. Должен обязательно пройти специализированный курс или подготовку в области канис-терапии, в том числе по организации работы канис-терапевтов. Канис-терапевт может самостоятельно вести мероприятия, составлять программы и методики на основе медицинских указаний квалифицированного врача или указаний педагога, руководить работой и контролировать волонтёров, проводить первичный отбор волонтеров и собак. Канис-терапевт не имеет права ставить диагнозы или давать рекомендации по лечению.

Специалист-канистерапевт – опытный специалист с полномочиями для осуществления определённого вида терапии или занятий. Обычно это врач,-невролог, психиатр, медицинский психолог, реабилитолог, инструктор ЛФК или АФК, или специальный педагог. Специалист-канистерапевт обязан завершить специализированные курсы и пройти дополнительные занятия по канистерапии.

Требования и подготовка собак-терапевтов

Для канистерапии пригодны собаки любых пород и беспородные. Статистика старейшей организации тестирующей собак-терапевтов с 1974 года – Therapy Dog International (TDI) – не показывает преобладания каких либо пород, в качестве собак терапевтов.

Собаки предварительно тестируются по специальным поведенческим тестам на отсутствие агрессивной реакции к людям, собакам, отсутствию страха громких звуков и нестандартных предметов (например раскрывающегося зонта). После этого собаки проходят обучение, завершающеяся сдачей экзамена и получения свидетельства «собака-средство реабилитации». В приложении на рисунке 1 прилагается фотография свидетельства.

Тест на сертификацию «Собаки-Терапевта» (TherapyDogInternationaltest – TDItest) включает в себя 2 градации тестирования. Собаки, сдавшие полностью весь тест, получают сертификат «Собаки-Терапевта», идентификационный жетон собаки- терапевта и попону. Собаки, сдавшие облегченный вариант теста, без пунктов:

М (Игра с пациентом)

получают свидетельство «Собаки-Помощника» (без жетона и попоны).

Собака-Помощник – это собака, которая может быть использована для работы с любыми пациентами и здоровыми людьми для нелечебной работы. Собака-Помощник не может быть использована для плановой терапии и реабилитации пациентов. То есть Собака-Помощник может участвовать в выступлениях, посещать детские дома, кружки, школы, социальные дома и т.п. Но эта собака не может быть использована для лечебной работы с пациентами с ДЦП, аутизмом и прочими заболеваниями. Собака-Помощник не должна проявлять агрессию и должна быть управляема – это основное, что от нее требуется.

оставьте ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *